История создания театра уходит своими корнями в начало 30-х годов минувшего столетия, когда в Бобруйске в 1932 году на базе труппы странствующих актёров под руководством Владимира Кумельского открылся…
История создания театра уходит своими корнями в начало 30-х годов минувшего столетия, когда в Бобруйске в 1932 году на базе труппы странствующих актёров под руководством Владимира Кумельского открылся Государственный русский драматический театр БССР. В конце 1940 года было принято решение о переводе театра в Минск. Но этому помешала война. В 1943 году театр восстановлен как фронтовой с базой в Москве. Театр работал в Могилёве, затем в Гродно. С 1947 года – прочно обосновался в Минске.
В 1955 году театру присвоено имя Максима Горького. Центральное место в его афише занимала русская классика: «Мещане», «Дети солнца», «Васса Железнова» М. Горького, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского «Власть тьмы» Л. Толстого, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Маскарад» М. Лермонтова, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А. Чехова. В 1994 году за высокие достижения в области сценического искусства Государственному драматическому театру имени М.Горького было присвоено почётное звание «Академический». А в 1999 году – звание «Национальный».
Основатель, художественный руководитель (1932 – 1933 гг.) и директор (по 1936 г.) – Владимир Кумельский.
Театр возглавляли: художественные руководители В. Княжич (1933 – 1934), А .Рожковский (1934 – 1936), А. Донатти (1936 – 1938), В. Бернс (1939), Д. Орлов (1939 – 1941, в 1946 – 1948 гг. главный режиссёр) и В. Редлих (1961 – 1963); главные режиссёры С. Владычанский (1944 – 1946, 1948 – 1952), В. Федоров (1952 – 1958), В. Докутович (1958 – 1960), М. Спивак (1960 – 1964), А. Добротин (1966 – 1968), М. Сулимов (1968 – 1969), Ф. Шейн (1969 – 1971), Б. Луценко (1974 – 1981, 1991 – 2007), В. Глаголин (1981 – 1983), В. Маслюк (1983 – 1990). На данный момент НАДТ им. М.Горького возглавляет художественный руководитель Сергей Ковальчик.
Главные художники: А. Григорьянц (1953 – 1962), В. Голубович (1963 – 1973), Ю.Тур (1974 – 1989), В. Чернышов (1990 – 2001), А. Костюченко (2001 – 2009), А. Сорокина (с 2009).
В настоящее время в состав труппы театра входит плеяда замечательных актёров, среди которых: народный артист СССР Р.И. Янковский; народные артисты Беларуси: О.М. Клебанович, Б.А. Масумян, А.Л. Ткачёнок; заслуженные артисты Республики Беларусь: Л.В. Былинская, Э.Н. Горячий, В.И. Шелестов, А.В. Маланкина, А.А. Душечкин, И.И. Мацкевич, С.Н. Чекерес, О.Н. Лесная; заслуженный артист Российской Федерации А.Л. Брухацкий.
С 1974 года главным режиссёром являлся Борис Луценко. Серия спектаклей, поставленных им, принесла театру истинную славу и заслуженный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Событием театральной жизни страны стал спектакль «Макбет», поставленный режиссёром по пьесе В.Шекспира. Творчеству народного артиста Беларуси Б. Луценко свойственно стремление к сценической метафоричности, психологической достоверности в характеристиках персонажей, поиск выразительных пластических решений. Режиссёр верит, что волшебная рампа если не исцелит, то хотя бы утешит и чуть-чуть поможет, пусть не всем, но хотя бы немногим.
На сценах страны и за рубежом Б. Луценко поставил более ста спектаклей. Среди его постановок: «Раскіданае гняздо» Я. Купалы, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля, «Трагедия человека» И. Мадача, «Христос и антихрист» Д. Мережковского, «Возвращение в Хатынь» А. Адамовича, «Сон на кургане» Я. Купалы, «Легенда о бедном Дьяволе» В.Короткевича, «Анджело» и другие…» по произведениям А. Пушкина, «Свободный брак» Д. Фо, Ф. Рамэ, А. Аверченко, Е. Мировича, «Ниночка» М. Ланжьеля, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, «Мачеха» О. Бальзака, «Распутник» Э.-Э. Шмитта, «Уходил супруг от супруги» С. Злотникова, «Эдип» Е. Минчуковой и многие другие.
С 1996 года в театре работает режиссёр-постановщик Валентина Еренькова. Её режиссёрская манера сводится к проецированию собственного мировоззрения на конкретный драматический материал, в результате чего постановки нисколько не притесняют мысль драматурга, но в то же время приобретают художественную окраску, живость образов, мелодичный темпоритм. Валентина Еренькова поставила такие спектакли, как: «История любви Полосатого Кота и сеньориты Ласточки» (либретто Алексея и Валентины Ереньковых) по пьесе Ж. Амаду, «Кентервильский призрак» О. Уайльда, «Крылья Икара» Д. Биссета, «Русалочка» Л. Разумовской, «Над пропастью во ржи» Д. Селинджера, «Мумми-дол» Т. Янсона, «Забытый день рождения» Д. Биссета, «Веселые гномы» В. Ереньковой, «Помни» В. Ереньковой, А. Штаудта, «Скорпион» Л. Андреева, «Тайны волшебного чердака» А. Еренькова, «Воспоминания» М. Рощина, «Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа, ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой» А. Копита, «Чудаки» М.Горького, «Пойманный сетью» Р. Куни, «Валентинов день» И. Вырыпаева, «Я твоя невеста» В. Астафьева, «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Женихи» Н. Гоголя, «Эсфирь» Л. Улицкой и др.
В 2008 году главным режиссёром Национального академического драматического театра имени М.Горького назначен Сергей Ковальчик. В 1999 году он был назван лучшим молодым режиссёром Республики Беларусь на конкурсе творческой молодежи в г.Гродно. До прихода в НАДТ им. М. Горького С. Ковальчик успел накопить богатый творческий багаж. Спектакли в его постановке неоднократно становились обладателями гран-при многих международных театральных фестивалей. И в то же время ему удалось сохранить и привнести в театр новое творческое дыхание, любопытство художника. Своей кипучей созидательной энергией С.Ковальчик щедро делится с труппой театра. Его творческий поиск с энтузиазмом поддержали актёры разных поколений, но с особой надеждой – молодёжь театра. Именно на неё был рассчитан режиссёрский дебют С.М. Ковальчика на сцене НАДТ им. М. Горького. Спектакль «Бег» по одноименной пьесе М. Булгакова стал событием в культурной жизни Беларуси, он получил диплом на Международном театральном фестивале «Панарама» в 2009 году, высоко оценен критикой и театральной общественностью.
Большой резонанс получил и спектакль «Пане Коханку» по пьесе известного молодого белорусского драматурга Андрея Курейчика. Это мощное полифоническое произведение, показавшее зрелость и глубину дарования С. Ковальчика как патриота своей страны, как режиссёра, способного решать сложные творческие задачи.
Следует отметить умение главного режиссёра увидеть и раскрыть яркий потенциал актёров, до сей поры недооцененных. Именно после «Бега» любители театра и критики заговорили о самобытном таланте актрис Т. Бовкаловой и Е. Шатровой. Образы, созданные И. Мацкевичем в спектаклях «Бег» (Григорий Лукьянович Чарнота) и «Пане Коханку» (Пане Коханку) в постановке С. Ковальчика стали достойным аргументом для присуждения актёру в 2011 году почётного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь».
С января 2013 года Сергей Ковальчик является художественным руководителем Национального академического драматического театра имени М.Горького.
Репертуар театра сегодня включает 28 спектаклей, среди которых постановки белорусской, русской и мировой классики, а также современных зарубежных и отечественных авторов.
Театр имеет свой особый художественный облик, выделяется высоким уровнем актёрского исполнения, оригинальностью режиссёрских трактовок, глубоким подходом к разработке репертуара. Национальный академический драматический театр имени М.Горького является одним из центров театрального искусства, неотъемлемой частью культурной жизни страны, национальным достоянием республики.