Фото - постер к спектаклю Жар-птица. Кармен-сюита на AFISHA.me

Жар-птица. Кармен-сюита

Данное событие уже завершено.

О событии

Жар-птица

Преследуя Жар-птицу, Иван-царевич попадает в мрачное царство Кощея. Вдали неясно вырисовывается его замок, окруженный заповедным садом и каменной стеной. На чудесном дереве таинственным огнем загораются золотые яблоки.


Точно пламя пожара, Жар-птица спускается к дереву, не замечая Ивана-царевича. После долгого преследования царевичу удается схватить ее. Жар-птица хочет вырваться из сильных рук и улететь, просит вернуть ей свободу. Иван-царевич уступает ее мольбам. В благодарность Жар-птица дарит ему дивное перо, обладающее волшебной силой, и уносится ввысь.

Из высокого терема в сад Кощея спускаются плененные злодеем царевны. Резвясь, они играют вокруг дерева с золотыми яблоками. В одну из них – Царевну Ненаглядную Красу – влюбляется Иван-царевич.

Внезапно изо всех углов заповедного сада появляется поганая челядь Кощея Бессмертного. Наконец, выходит и он сам – с седой до земли бородой, пальцами, похожими на корневища старого дерева. Опираясь на посох, он медленно и грозно подбирается к Ивану. Гнев Кощея страшен для того, кто посмел проникнуть в его владения. Царевичу грозит участь многих смелых витязей – быть превращенным в камень.

Ради спасения своей возлюбленной Иван-царевич вступает в сражение с Кощеем и его войском. Волшебным пером – подарком-выкупом Жар-птицы – он призывает ее на помощь. Неистовая пляска Девы-птицы увлекает за собой Кощея и его слуг, затанцовывая их до полусмерти. Тем временем Иван-царевич находит и разбивает волшебное яйцо, в котором заключена смерть Кощея. В прах рассыпается поганое царство, исчезают кошмары. Оживают окаменевшие витязи. Роскошный солнечный апофеоз венчает балет. 

Кармен-Сюита


Надо ли говорить, что балет «Кармен-сюита» представляет собой хореографическую версию знаменитой оперы? Всем известное содержание новеллы П. Мериме, раскрывающееся в опере в четырех актах, здесь уплотнено в один, оставлено лишь самое существенное. Балет — как бы экстракт содержания и музыки Ж. Бизе. У истоков замысла балета по опере «Кармен» стоит М. Плисецкая. Через всю свою творческую деятельность пронесла она мечту об образе Кармен, обязательно связанную с музыкой Ж. Бизе. Своей мечтой она сумела увлечь композитора Р. Щедрина, создавшего превосходную транскрипцию музыки Ж. Бизе, и кубинского балетмейстера А. Алонсо, сочинившего либретто и хореографию «Кармен-сюиты». В итоге родился яркий спектакль Большого театра с М.Плисецкой в главной роли. На сцене ГАБТа Беларуси «Кармен-сюита» поставлена в 1974 году с оригинальным либретто и хореографией В. Елизарьева. Создатели белорусского спектакля пошли еще дальше в смысле отказа от второстепенных сюжетных линий и героев, от бытовых подробностей , национальной характерности, сосредоточив все внимание на внутренней, духовной стороне драмы Кармен…

«Кармен» вне Бизе, думается, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции…

Выбрав жанр, надо было выбирать инструментарий, надо было решать, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить лишь струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра — струнные и ударные.

Партитура «Кармен» — одна из самых совершенных в истории музыки. Помимо поразительной тонкости, вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе «расчетливости» и «экономности» эта партитура прежде всего поражает своей абсолютной оперностью. Вот пример идеального постижения законов жанра!

Оркестр Бизе прозрачен и гибок. Оркестром Бизе помогает певцам, «подает» их голоса слушателю, виртуозно используя естественные обертоны струнных инструментов. Именно эта идеальная оперность партитуры была еще одним доводом за «транскрипцию». Механическая передача партии голоса тому или иному инструменту нарушила бы всю гармонию партитуры, порвала бы тончайшие нити всей музыкальной логики Бизе.

Опера и балет — виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен всегда звучать на несколько градусов «горячее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному. Да простят мне такое сравнение, что «жестикуляция» музыки в балете должна быть гораздо резче и заметнее.

Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Хотелось бы использовать все виртуозные возможности выбранного состава. Как это удалось — судить нашему зрителю и слушателю.

Композитор Родион Щедрин

Мелодраматический сюжет новеллы Мериме приобрел в опере Бизе трагедийно-философское обобщение. Именно эту лирико-трагедийную сущность музыки Бизе сконцентрировала транскрипция Родиона Щедрина. Ее стремились сохранить и мы в своей постановке балета.

Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее — духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.

Нет, не обольстительница, не роковая женщина Кармен! Нас привлекает в этом образе духовная красота Кармен, цельность, бескомпромиссность ее натуры.

Александр Блок писал о Кармен: «Сама по себе закон — летишь, летишь ты мимо к созвездиям иным, не ведая орбит…». Этот полет свободной Кармен навстречу любви, счастью и… смерти мы услышали в музыке Бизе-Щедрина.

Дирижер Ярослав Вощак

Вот уже несколько лет я очарован музыкой «Кармен-сюиты». Мое восхищение переросло в любовь при близком знакомстве с партитурой Родиона Щедрина. Время не старит ни новеллу Проспера Мериме, ни музыку Жоржа Бизе, а лишь раскрывает нам новые грани образа Кармен, и современник находит в нем близкие себе проблемы и мысли. Щедрин, используя первоисточники, создал прекрасную балетную сюиту, с тонкими нюансами оркестровой палитры.

Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она — гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для нее любовь — суть жизни. Никто не смог оценить, понять ее внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к ее красоте. Но Тореро — утонченно галантный, блистательный и бесстрашный — внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем.

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев


Поделитесь событием

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ваш отзыв на спектакль "Жар-птица. Кармен-сюита"

Читайте также