Автор постановки: Андрей Мдивани
Продолжительность: 130 минут
Премьера состоялась: 28 июля 1995 года
Мнение театрального критика AFISHA.me Елены Мальчевской
Если вам хочется что-нибудь пересмотреть, то рекомендуем «Страсти (Рогнеду)» в Большом. Во-первых, напомним, что за этот балет Валентин Елизарьев получил одну из своих главных наград — премию Benois de la dance Международной ассоциации танца. А во-вторых, в этот раз показ будет предварять выставка одного дня — перед началом спектакля в театре можно будет увидеть Остробрамскую икону Божией Матери. О ее истории зрителям расскажет директор Музея древнебелорусской культуры, кандидат искусствоведения Борис Лазуко.
Либретто, хореография и постановка – народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев
Композитор – народный артист Беларуси, лауреат Государственных премий Республики Беларусь Андрей Мдивани
Дирижер-постановщик – народный артист России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Геннадий Проваторов
Художник-постановщик – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев
Хормейстер – народная артистка Беларуси Нина Ломанович
Дирижеры – обладатель медали Франциска Скорины Вячеслав Волич, Иван Костяхин
Краткое содержание балета «Страсти (Рогнеда)»
Из сказаний о княжне полоцкой Рогнеде
В год 980 в землях Полоцких господствовал князь Рогволод. Он имел прелестную дочь Рогнеду, сговоренную за Ярополка, князя Киевского, сына Святослава. Другой Свято-славич, Владимир, княжил тогда в Новгороде. Решив отнять у брата державу киевскую, хотел лишить его и невесты. Через послов своих велел он сказать князю Полоцкому:
— Хочу дочь твою Рогнеду взять себе в жены.
Тот же спросил у дочери своей:
— Хочешь ли за Владимира?
Она же, будучи верна Ярополку, ответила:
— Не хочу розути робычича, но хочу за Ярополка ( ибо был Владимир сыном рабыни).
И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери Рогволода-князя Полоцкого. Владимир же собрал много воинов-варягов, словен, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время собирались вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и обесчестил Рогнеду на глазах родителей, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь силой взял себе в жены.
В тот же год 980 расправился Владимир с братом своим единокровным Ярополком и утвердил свое торжество Великого князя Киева.
Рогнеда же, названная по ее горестям Гориславою, не простила супругу убийства отца и братьев, равно как и измен в любви: ибо Великий князь предпочитал ей других жен и выслал несчастную из дворца своего. В один день, посетив ее жилище уединенное на берегу реки Лыбеди — близ Киева, заснул там крепким сном, она хотела ножом умертвить его. Князь проснулся и отвел удар. Напомнив жестокому смерть близких своих и проливая слезы, отчаянная Рогнеда жаловалась, что он уже давно не любит ни ее, ни бедного младенца Изяслава. Владимир решился собственною рукою казнить преступницу. Тогда юный Изяслав, наученный Рогнедою, подал ему меч обнаженный и сказал: «Ты не один, о родитель мой! сын будет свидетелем». Владимир, бросив меч на землю, ответствовал: «Кто знал. что ты здесь!..» Удалился, собрал бояр и требовал их совета. «Государь!-сказали они,- прости виновную для сего младенца и дай им в удел бывшую область отца ее!». Владимир согласился: построил новый город и, назвав его Изяславлем, отправил туда мать и сына…
В год 988 Великий князь Владимир берет себе в жены царевну Анну Багрянородную из Византии и обращает Киевскую Русь в христианство.
«Осуди их, боже,
да откажутся они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни, ибо прогневали они тебя, господи»
Из Повести временных лет
I акт — страсти по Рогнеде
Рогнеда — княжна Полоцкая
Пророчество старцев
Любовь Рогнеды и Ярополка
Сватовство Владимира
Отказ Рогнеды
Месть Владимира
Пепел Полоцка
II акт — путь к покаянию
Торжество Владимира в Киеве
Одиночество Рогнеды
Явление Рогнеде Ярополка
Анна Багрянородная
Крещение Руси
Покушение Рогнеды
Скорби о мучениках и грешниках
Покаяние
Возрождение Полоцка
От св. Апостола Петра
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».