Мастер кукол Джепетто уже несколько месяцев не может продать ни одну игрушку и находится на грани разорения. Создав из полена куклу Пиноккио, он просит Фею звезд оживить ее. Волшебница исполняет желание мастера. Так начинается опера «Пиноккио» в Национальном театре оперы и балета Беларуси. Ближайший показ состоится 23 января — до этого спектакль попал в афишу всего несколько раз, хотя премьера состоялась в конце декабря 2020 года. Театральный критик Денис Мартинович уже был на спектакле и написал, почему он стоящий, для Afisha.me.

Белорусский Оперный, увы, очень редко работает с произведениями современных композиторов. До недавнего времени в репертуаре театра было всего две (!) такие оперы: не идущий уже несколько лет «Доктор Айболит» белоруски Марины Морозовой и «Винни Пух» россиянки Ольги Петровой, созданный, впрочем, в середине прошлого века (аналогичных балетов всего четыре). Обе эти оперы детские, что само по себе симптоматично: взрослым разрешается слушать проверенную временем классику.

Согласитесь, это очень мало для театра, позиционирующего себя как современный. Поэтому обращение к музыке Глории Бруни уже выглядело многообещающим. Этот немецкий композитор написала «Пиноккио» сравнительно недавно, в 2008-м, оперу уже ставили в театрах Германии и Италии.

История о деревянном мальчике, известном на постсоветском пространстве как Буратино, — воспринимается как абсолютно современное произведение, где даже находится место рэпу (кстати, абсолютно оправданному исходя из развития сюжета и логики спектакля). При этом «Пиноккио» прекрасно адаптирован для детей. В начале спектакля много диалогов, что позволяет юным зрителям включится в сюжет, затем их число уменьшается и действие становится сквозным.

Минский спектакль получился очень динамичным, ярким. Его жанр я бы определил, как «детский оперный блокбастер». Важно, что со сцены слышно всех — и взрослых солистов, и хор (хормейстеры Детского музыкального театра-студии — Алла Василевская и Елена Соколовская). Жаль, это характерно не всем оперным постановкам. Добавим, что на сцене практически весь спектакль — за исключением нескольких сцен — работают 52 юных артиста театра-студии. Единственное, как отметила критик Анастасия Панкратова, у солистов Оперного не такой большой опыт исполнения рэпа, поэтому в соответствующей сцене приходится не слушать, а смотреть на бегущую строчку.

Для белорусской постановки «Пиноккио» композитор — по просьбе режиссера Натальи Барановской и дирижера Владимира Оводка — добавила несколько сцен из оригинального текста Коллоди и дописала фрагменты музыки, что повлекло за собой некоторую переработку либретто. Поэтому можно смело говорить, что «Пиноккио» был специально адаптирован для белорусского театра.

Для Натальи Барановской «Пиноккио» стал дебютным спектаклем в Оперном. До этой премьеры на ее счету была режиссура вокальных конкурсов и дней открытых дверей. Также она ставила несколько спектаклей в капелле «Сонорус». Да, «Пиноккио» — еще не шедевр уровня «Богемы» Александра Тителя. Но это очень крепкий, зрелый, профессионально сделанный спектакль. Не зная биографии Натальи, можно подумать, что эту оперу поставил режиссер, на счету которого уже десяток спектаклей.

Но Барановская работает в театре семь лет, с 2014-го. Поэтому очень странно, что ее – как и коллег режиссеров и постановщиков – на протяжении 2010-х в буквальном смысле держали в «темном теле» и не давали высказаться. Да, далеко не все постановки, осуществленные в Оперном в последний несколько лет восхищают. Некоторые, наоборот, некоторые вызывают разочарование – впрочем, это тема отдельного разговора. Но очевидно: если никому не давать ставить, настоящий уровень постановщиков рискуешь никогда не узнать.

Однако вернемся к спектаклю. Успех «Пиноккио» во многом объясняется прекрасной сценографией. Художник Любовь Сидельникова в коллективе второй сезон (до этого она работала в Музыкальном), и это один из лучших «трансферов» Оперного за последнее время. Ее сценография создает атмосферу сказки: зритель может увидеть Италию и в целом прибрежные южные города с их разлитым в воздухе покоем, солнцем и счастьем; с кукольными домами, повисшими на склонах возвышенностей и гор. Обрамляет сцену своеобразная арка, на которой прорисованы пейзажи городов.

Контраст этой идеалистической картине — холод, царящий в старинных неотапливаемых помещениях, откуда так стремится убежать главный герой. Но теплота внешнего мира обманчива, что-то настоящее олицетворяют собой близкие люди. Главному герою необходимо пройти много испытаний, чтобы понять эту простую мысль. И в этом одном из уроков «Пиноккио».

Еще один плюс в сценографии — сцена подводного царства, решенная оригинально и стильно. Да, в какой-то момент она вызывает ассоциации с аналогичной сценой в «Садко» Дмитрия Чернякова. Но это скорее перекличка с мэтром, с собственной интерпретацией и подходом.

В команде с Сидельниковой профессионально работают художник по свету Максим Жулев и художник-график Сергея Новицкого. Сцены шторма и путешествие главного героя по морям-океанам решены нетривиально и творчески, они вызывают восхищение у детей.

В «Пиноккио» собралась и очень интересная актерская команда. Елена Шевчик, исполнившая главную роль, — прекрасная травести с убедительной пластикой, ее Пиноккио веришь. Андрей Логвинов решает своего Сверчка как галантного, слегка занудного джентльмена. Яркие характерные образы создают Руслан Маспанов (Кот) и Анастасия Малашкевич (Лиса) — даже несправедливо, что многие читатели помнят ее скорее по участию в отборах на «Евровидение» (за пластику этих героев спасибо хореографу Сергею Микелю). Кроме того, в спектакле принимают участие и звезды Оперного: Станислав и Диана Трифоновы (партии Карабаса и Феи).

Спектакль рассчитан как на детей, кому-то из которых он может помочь вылечиться от самоуверенности и эгоизма, так и на взрослых. Символично, что в решающий момент Сверчок, который долго наставлял его «на путь истинный», трусит и убегает. Да, главный герой попадает в беду в том числе из-за своего поведения. Но ведь ни один ребенок не станет слушать взрослого (в данной ситуации Сверчка), который раздает советы в пафосном, слегка занудном стиле. Так что этот спектакль — еще и возможность для взрослых посмотреть на себя со стороны.

* * *

Обращаем внимание, что недавно в театре отменили «антиковидную» рассадку зрителей. Теперь в продаже появилось много билетов, но имейте в виду это изменение, когда будете (или нет) планировать посещения спектакля.

«Пацаны» возвращаются: старт съемок пятого и финального сезона«Пацаны» возвращаются: старт съемок пятого и финального сезона
«Игра престолов» расширяет свою вселенную: новый фильм и его место в франшизе«Игра престолов» расширяет свою вселенную: новый фильм и его место в франшизе
Осенние вечера и кино: топ-8 боевиков 80-х в самую душу от ScreenRant.Осенние вечера и кино: топ-8 боевиков 80-х в самую душу от ScreenRant.
Готовимся к приключениям! Вышел новый трейлер анимационного сериала «Секретный уровень»Готовимся к приключениям! Вышел новый трейлер анимационного сериала «Секретный уровень»
Новая глава в истории DC: Бэйн и Детстроук получат свой фильмНовая глава в истории DC: Бэйн и Детстроук получат свой фильм
Триумфальное возвращение: Victoria’s Secret снова покоряет подиумыТриумфальное возвращение: Victoria’s Secret снова покоряет подиумы
«Дюна: Пророчество» — возвращение в мир Аракиса: новый трейлер раскрывает тайны Бене Гессерит«Дюна: Пророчество» — возвращение в мир Аракиса: новый трейлер раскрывает тайны Бене Гессерит
Топ лучших фильмов о потерянных цивилизацияхТоп лучших фильмов о потерянных цивилизациях
Моана возвращается! Новый трейлер обещает еще больше приключенийМоана возвращается! Новый трейлер обещает еще больше приключений
Николас Кейдж в образе мрачного Человека-паука: первые кадры со съемокНиколас Кейдж в образе мрачного Человека-паука: первые кадры со съемок
Октябрь в кино: от арт-хауса до блокбастеровОктябрь в кино: от арт-хауса до блокбастеров
Что смотрели на Netflix в первой половине 2024 года?Что смотрели на Netflix в первой половине 2024 года?
Хогвартс откроет свои двери на экранах позже, чем ожидалосьХогвартс откроет свои двери на экранах позже, чем ожидалось
Завершающий аккорд истории Венома: Том Харди прощается с ролью в финальном трейлере трилогии.Завершающий аккорд истории Венома: Том Харди прощается с ролью в финальном трейлере трилогии.
Битлджус Битлджус: Тим Бертон возвращается в мир мертвыхБитлджус Битлджус: Тим Бертон возвращается в мир мертвых
Ушла еще одна эпоха. Некролог в память родителя для всех КВНщиков. Масляков Александр Васильевич.Ушла еще одна эпоха. Некролог в память родителя для всех КВНщиков. Масляков Александр Васильевич.