Фото - постер к фильму Янка Купала на AFISHA.me

Янка Купала

2017

Режиссер: Виктор Аслюк

Продолжительность: 26 минут

Рейтинг фильма

7,8

по мнению 19 человек

О фильме

Производство: Национальная киностудия “Беларусьфильм”

режиссёр – Виктор Аслюк
оператор – Анатолий Казазаев

О фильме

Янка Купала – один из духовных символов Беларуси. Это фигура такой величины, которую уже ничем с высоты современности нельзя уменьшить. Но тяжесть признания, зачисления в сотни классиков приводят к «окаменению» личности…

Виктор Аслюк.

Режиссёр, сценарист. Выпускник Белорусской академии искусств (мастерская Виктора Дашука). С 1995 г. работает на Национальной киностудии "Беларусьфильм". С 2003 г. - член Европейской киноакадемии. Режиссёр более 40 документальных фильмов. Участник многих международных кинофестивалей, на которых получил около 60 наград. Лауреат наиболее значимых фестивалей документального и короткометражного кино в мире – “Cinema du Reel” (Франция), “DOKLeipzig” (Германия), Tampere International Short Film Festival (Финляндия), “Послание к человеку” (Россия), “Prix Europa” (Германия).

Фильм показывается в рамках онлайн-фестиваля документального белорусского кино BelarusDocs и доступен к просмотру только 6 марта.
 

Программа BelarusDocs 2018
 

1 марта — «Пусть живёт Маленький принц» (2016), режиссер — Екатерина Махова

2 марта — «Фанат» (2017), режиссер — Андрей Кудиненко

3 марта — «Агмень» (2017), режиссер — Юрий Тимофеев

4 марта — «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» (2017), режиссер — Ольга Дашук

5 марта — «Минск — Орша — Минск» (2016), режиссер — Юлия Ралко

6 марта — «Янка Купала» (2017), режиссер — Виктор Аслюк

7 марта — «25» (2016), режиссер — Андрей Кутило

Слово режиссёра

Пра Янку Купалу не знялі ніводнага ігравога фільма. Я хацеў зняць такі фільм і ў 2015 годзе падаў ігравы праект пра Купалу на пітчынг Міністэрства культуры. Праект  не быў ухвалены. Летась у Міністэрстве культуры ўзнікла думка зняць чарговую “юбілейную” дакументальную карціну пра гэтага беларускага паэта-класіка. Магчыма, кожны беларускі рэжысёр павінен зрабіць фільм пра Купалу і Коласа. Пра Коласа я ўжо зняў шмат год таму, зараз вырашыў пра Купалу.

Пры ўсім тым, гэтая важная для беларусаў тэма не надта ўдзячная: з чаго рабіць фільм? Хронікі з Купалам амаль няма, сімвалічная пара метраў. І яна ўжо выкарыстоўвалася шмат разоў. Існуе незлічоная колькасць купалаўскіх кінабіяграфій, дзе паўтараецца адно і тое ж. Які сэнс яшчэ раз пералічваць біяграфічныя факты і здымаць тыя самыя музейныя экспанаты? А як тады паступаць?

Янка Купала – адзін з духоўных сімвалаў Беларусі. Ён вельмі шмат зрабіў, каб беларусы адчулі сябе паўнавартасным народам. Гэтай постаці ўжо нічым нельга зменьшыць. Але я задаў сабе пытанне - як гэты класік існуе ў свядомасці сучасных беларусаў?

Яшчэ я хацеў, каб было відаць, што Купала – гэта не правінцыйная з’ява, вузканацыянальная фігура, местачковы паэт на ўнутраны ўспамін беларусам. Ён значна шырэй і сапраўды самы вядомы беларускі паэт у свеце.

Слова кінакрытыкі

Антон Сідарэнка / "Мастацтва"

“…Стужка «Янка Купала» лідараў нацыянальнай дакументалістыкі Віктара Аслюка і Вольгі Дашук (сцэнарый) фармальна таксама прысвечана чарговай прыгожай даце. Але менавіта яе вельмі цяжка назваць «датскай», або юбілейнай. Няхай «юбілейныя», святочныя элементы ў ёй і прысутнічаюць – праўда, толькі ў выглядзе асобных фрагментаў сюжэту. Новая праца кінематаграфічнай «Купаліяны» адыходзіць ад стандартаў экранных біяграфій. І сапраўды, яе назва аказваецца невялікім падманам – карціна распавядае не пра біяграфію або творчасць канкрэтнага пісьменніка, а пра нас, беларусаў…”

Наталья Агафонава / "На экранах"

http://domdruku.by/ru/arhiv-ru/view/svoe-i-chuzhoe-888/

“Кинокартина «Янка Купала» появилась в обойме «Летапісу» по традиционно-формальному принципу – 135 лет со дня рождения нашего Поэта. Но автор сценария Ольга Дашук и режиссер Виктор Аслюк намеренно уклонились от праздничной интонации – в поисках утраченного…

Снимать кинолекцию, Виктор Аслюк, к счастью не умеет. Рефлексировать о творчестве Купалы в парадной тональности сегодня просто неуместно. А размышлять о «ломке» его поэзии в тоталитарные времена (как пытался, например, Альгерд Бахарэвіч) просто невозможно в рамках официальной белорусской документалистики…

Продвижение от концепции к ее кинематографическому воплощению через документированную реальность – непривычный и некомфортный для Виктора Аслюка вектор. Обычно он идет ровно наоборот – от реальности, за которой наблюдает, в которой растворяется и из которой создает экзистенциальный эпос белоруса.

В фильме «Янка Купала» (возможно, неосознанно) режиссер также вышел в бытийное и ментальное пространство белоруса. Тут он остался верен себе, что закономерно для крупного художника…”

Поделитесь событием

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

7,8

19 оценок

Кино сегодня

показать все фильмы на сегодня